Устойчивое развитие определяется как развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности.
www.un.org
Первый Добровольный национальный обзор достижения Российской Федерацией Целей устойчивого развития (ЦУР) и реализации Повестки в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка-2030) подготовлен Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерацией во взаимодействии с федеральными органами власти и опубликован на тематическом сайте.
Большинство целей и задач устойчивого развития уже в той или иной мере заложено в основные стратегические и программные документы, принятые в России.
Все ЦУР взаимосвязаны: меры по достижению одной из ЦУР, неизбежно оказывают влияние на достижение других ЦУР.
По основным параметрам в России достигнута цель по ликвидации крайней нищеты.
Проводимая в стране эффективная политика в сфере борьбы с бедностью предусматривает снижение к 2024 году национального уровня бедности как минимум в два раза (в 2018 году доля малоимущего населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 12,6%).
Этому будет способствовать реализация национальных проектов («Демография», «Производительность труда и поддержка занятости» и др.) и развитие новых механизмов поддержки.
В целях обеспечения продовольственной безопасности в стране действует Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, стратегической целью которой является обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в объемах, обеспечивающих рациональные нормы потребления.
Уже в 2018 году уровень распространенности недоедания был низким: около 1,6% среди лиц старше 18 лет.
Развитию потенциала России в сфере достижения этой цели способствуют развитие сельской инфраструктуры, снижение торговых ограничений (в рамках ВТО) и реализация комплексных отраслевых стратегических программ.
Здоровое население— один из главных приоритетов для России.
Смертность населения в 2019 году снизилась до 12,3 чел. на 1000 чел. населения по сравнению с 2015 годом (13,0) и 2010 годом (14,2).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении имеет устойчивую тенденцию к росту (72,91 года в 2018 году по сравнению с 71,39 года в 2015 году; 73,34 года по предварительной оценке за 2019 год).
На достижение повышения ожидаемой продолжительности жизни населения до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году нацелен национальный проект «Здравоохранение», который сфокусирован в том числе на развитии системы оказания медицинской помощи, снижении смертности от болезней системы кровообращения и новообразований, борьбе с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, расширении инфраструктуры и обеспечении системы здравоохранения квалифицированными кадрами.
Сотрудники АНО НИПИ «Кадастр» способствуют достижению этой цели, разрабатывая проекты по оценке рисков здоровью населения в нашем сертифицированном Центре по оценке рисков. Наши специалисты проектируют меры по снижению рисков здоровью населения и помогают предприятиям развиваться с наименьшим вредным воздействием на людей.
Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на образование и определяется обязательность общего образования для всех.
Валовой коэффициент охвата образовательными программами начального, основного и среднего общего образования в России в 2018 году составил 99,9.
Решение вопросов обеспечения доступности и комплексного развития образования заложено в профильный национальный проект «Образование» и в ряд других стратегических и программных документов (например, государственную программу «Развитие образования»).
Равные права и свободы мужчин и женщин гарантируются Конституцией Российской Федерации.
В 2019 году уровень участия женщин в рабочей силе составил 55,4% (мужчин— 70,6%), уровень занятости— 52,9% (мужчин— 67,3%), уровень безработицы— 4,4% (мужчин— 4,8%).
По оценке Программы развития ООН (ПРООН), Россия входит в число стран с очень высоким уровнем человеческого развития, причем индекс человеческого развития женщин равен или превосходит индекс человеческого развития мужчин (0,823 против 0,808 в 2017 году).
Для целей обеспечения равенства мужчин и женщин в России реализуется Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017–2022 годы, направленная в том числе на сокращение разрыва в оплате труда мужчин и женщин (в 2019 году отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин составило 72,1%), увеличение числа женщин на руководящих постах субъектов малого и среднего предпринимательства.
На достижение этой цели также направлен национальный проект «Демография», в частности федеральный проект «Содействие занятости женщин— создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет».
В 2018 году 90,3% домохозяйств были обеспечены централизованным водоснабжением (+3,6 п.п. к 2014 году); около 77,4% населения имели доступ к централизованной или индивидуальной канализации (+4,4 п.п. к 2014 году).
Применение подхода интегрированного управления водными ресурсами позволяет повышать эффективность и обеспечивать устойчивое развитие и управление водными ресурсами. Идет разработка проектов цифрового управления водными ресурсами как на уровне бассейнов и регионов, так и в городах.
На развитие этой цели направлен, в частности, национальный проект «Экология», целями которого являются увеличение доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, к 2024 году до 90,8%, а доли такого городского населения— до 99%.
Россия обладает богатой ресурсной базой и развитой энергетической инфраструктурой. В 2018 году 100% населения страны имели доступ к электроэнергии, а отоплением было обеспечено 86% жилищного фонда.
В рейтинге Doing Business 2020 Россия вошла в десятку лидеров по легкости подключения к системе электроснабжения, заняв 7 место из 190 государств.
В целях обеспечения всеобщего доступа к устойчивым и современным источникам энергии в России реализуется комплекс мер государственной политики, включая Доктрину обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, государственную программу «Развитие энергетики».
Продолжается совершенствование системы управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности путем включения целевых показателей в отраслевые документы стратегического планирования на всех уровнях.
Долгосрочный экономический рост может основываться только на устойчивом и сбалансированном подходе.
В стране наблюдается ускорение темпов прироста ВВП (с 0,2% в 2016 году до 2,3% в 2018 году) и доходов населения (прирост реальной среднемесячной начисленной заработной платы работников составил 0,8% в 2016 году и 2,9% в 2019 году).
Задачи этой цели решаются в том числе в рамках национальных проектов «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Целями национальных проектов являются:
Также реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП.
Обеспечение равного и качественного доступа к работе инфраструктуры требует ее постоянного развития и модернизации.
Приоритетными сферами развития инфраструктуры в России являются транспорт, энергетика, связь, обрабатывающая промышленность и инновации.
Грузооборот в России по всем видам транспорта вырос в 2015–2018 годах на 10,3% до 5635 млрд тонно-километров. Пассажирооборот всех видов транспорта общего пользования также вырос: на 12,1% до 593,6 пассажиро-километров.
Вклад в достижение этой цели вносят Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Транспортная стратегия Российской Федерации, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Они нацелены на:
Россия ведет постоянную работу над сокращением уровня неравенства как внутри страны, так и за ее пределами посредством программ содействия развитию.
В 2018 году коэффициент Джини для России составил 0,413 (0,421 в 2010 году; 0,412 в 2015 году). При этом распределение доходов населения по 20-процентным группам (квинтилями) практически не менялось.
Задачи этой цели решаются в рамках:
В России ведется планомерная работа по созданию условий для улучшения качества жизни и жилищных условий граждан.
Основные показатели жилищных условий в Российской Федерации в период 2015–2018 годов демонстрируют положительную динамику. Индекс доступности приобретения жилья в целом по России в 2006– 2018 годах увеличивался (+37 п.п. до 128%). Также сокращалось число лет, в течение которых семья из 3 человек может накопить на квартиру при предположении, что все получаемые денежные доходы будут откладываться на приобретение квартиры (на 0,3 года до 3,2 года).
В 2014–2018 годах в российских городах в основном происходило уменьшение средних значений концентраций основных загрязняющих веществ. При этом выбросы твердых веществ от стационарных источников за период с 2015 по 2018 год снизились на 16,7%.
С 2018 по 2024 год в Российской Федерации реализуется национальный проект «Жилье и городская среда», ключевыми целями которого к 2024 году являются, в частности, сокращение до 7,9% среднего уровня ставки по ипотечному кредиту, рост доли городов с благоприятной средой до 60%. Данный национальный проект также направлен на увеличение объема жилищного строительства, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, а также обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
Количество образуемых в России отходов I класса опасности (чрезвычайно опасные) сократилось за 2015–2018 годы в 4 раза— с 80 до 20 тыс. тонн. При общем росте отходов производства и потребления большую их часть (98,2% в 2018 году) составляют отходы V класса опасности (самая низкая степень воздействия на окружающую среду).
В 82% российских городов с населением более 100 тыс. чел. создана инфраструктура для раздельного сбора мусора. Полностью раздельный сбор мусора внедрен в 26 российских городах. Таким образом, в 2019 году 18,5% граждан страны имели доступ к раздельному сбору мусора, что почти в 2,5 раза больше, чем в 2018 году.
На рациональное обращение с отходами производства и потребления и снижение уровня загрязнения воздуха направлен национальный проект «Экология».
АНО НИПИ «Кадастр» в своей работе с предприятиями опирается на принципы устойчивого производства. Мы разрабатываем проекты по повышению ресурсо- и энерго-эффективности, меры по сокращению воздействия предприятий на окружающую среду, помогаем компаниям соблюдать установленные нормативы.
Россия является одним из лидеров международного климатического процесса и вносит весомый вклад в глобальные усилия по противодействию климатическим изменениям на нашей планете.
По данным национальной инвентаризации выбросов и поглощения парниковых газов, совокупные выбросы в 2017 году значительно снизились по сравнению с базовым 1990 годом: на 49% с учетом выбросов и поглощения парниковых газов в лесном хозяйстве и при землепользовании, и на 32% без их учета. Снижению объемов выбросов способствуют в том числе адресные меры политики по модернизации энергетики, повышению энергоэффективности, внедрению инновационных экономических решений в различных отраслях хозяйства.
В рамках реализации Парижского соглашения Правительством Российской Федерации утвержден национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утверждена Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.
В соответствии с Планом климатических действий Минэкономразвития России принят федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», предусматривающий создание государственной системы учета выбросов парниковых газов эмитентами и возможность выполнения добровольных проектов сокращения/поглощения выбросов парниковых газов.
Проводимые специалистами АНО НИПИ «Кадастр» научные исследования посвящены вопросам, связанным с изменением климата, и способствуют предотвращению и смягчению его последствий. Мы разрабатываем и внедряем показатели изменения климата, проектируем меры по адаптации, оцениваем эффект от климатических проектов компаний, измеряем последствия изменения климата для предприятий.
В период с 2015 по 2018 год в России на 73% увеличилась площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения, приходящихся на морскую акваторию (с 10,9 млн га на начало 2016 года до 18,9 млн га в 2018 году). Существенно увеличилось биоразнообразие рыб, встречающихся в прибрежных морских водах (с 400 видов в 2015 году до 1500 видов в 2018 году).
Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года направлена в том числе на освоение и сохранение ресурсов Мирового океана; на обеспечение экологической безопасности морской среды и восстановление экосистем, осуществление мониторинга состояния природной среды и комплексных мер по предупреждению и ликвидации последствий загрязнения морских акваторий.
Природно-ресурсный потенциал России— один из самых богатых в мире. В стране огромные запасы пресной воды, лесных ресурсов, большие по площади нетронутые хозяйственной деятельностью экосистемы, в которых сохраняются высокий уровень и естественная динамика биологического разнообразия.
В 2015–2018 годах площадь ООПТ федерального, регионального и местного значения (без учета морских акваторий) выросла на 11% до 218,2 млн га. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений в 2019 году выросло на 30% по сравнению с 2015 годом и составило 80,6%.
На сохранение лесов ориентированы государственная программа «Развитие лесного хозяйства», Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года. Цели национального проекта «Экология» включают в себя восстановление 23,5 тыс. га водных объектов к 2024 году, увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн га к концу 2024 года, а также доведение к 2024 году до 100% отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений.
Сохранение биоразнообразия – одно из приоритетных направлений работы АНО НИПИ «Кадастр». Разработанные нами схемы охотустройства учитывают принципы устойчивости и целесообразности и помогают органам территориального управления рационально использовать, сохранять и преумножать природные ресурсы. Также мы выполняем научные работы по оценке экосистемных услуг и разрабатываем планы действий по их сохранению.
Российская Федерация является правовым государством, в котором созданы все условия для обеспечения прав, свобод человека и гражданина, а все общественные отношения подчинены нормам права и основаны на верховенстве закона.
В период с 2015 по 2018 год в Российской Федерации число преступлений, сопряженных с насильственными действиями, сократилось на 33,1%, а количество зарегистрированных преступлений против личности уменьшилось в 1,4 раза. Почти в 1,75 раза снизилось число преступлений, сопряженных с насильственными действиями в отношении несовершеннолетних. В результате работы системы Российской Федерации по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, объем подозрительных финансовых потоков снизился на 33%.
Ключевую роль в повышении эффективности институтов государственного управлении играют развитие сети многофункциональных центров (МФЦ), организация межведомственного электронного взаимодействия, перевод услуг в электронный вид и внедрение системы оценки их качества. Удовлетворенность граждан предоставляемыми услугами составляет 96,6%.
На решение задач этой цели направлены стратегические документы отдельных ведомств. Так, например, одной из основных задач, определенных в Стратегии развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018–2024 годы, является «укрепление культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений, а также развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководства ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач».
В России ежегодно выделяются значительные средства на содействие международному развитию (СМР). Их объем за период с 2014 года составил в сумме более 5,5 млрд долл. Расходы федерального бюджета в 2018 году, классифицируемые по методологии ОЭСР как официальная помощь развитию (ОПР), достигли суммы почти 1 млрд долл.
АНО НИПИ «Кадастр» имеет много партнеров среди научно-исследовательских и образовательных организаций: Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН, Центр биоэкономики и экоинноваций экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН и другие. Вместе мы работаем над достижением целей устойчивого развития для благополучия населения России.