Институт Устойчивых Инноваций

Цели устойчивого развития

Устойчивое развитие определяется как развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности.
www.un.org

Прогресс в достижении в России

Первый Добровольный национальный обзор достижения Российской Федерацией Целей устойчивого развития (ЦУР) и реализации Повестки в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка-2030) подготовлен Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерацией во взаимодействии с федеральными органами власти и опубликован на тематическом сайте.

Большинство целей и задач устойчивого развития уже в той или иной мере заложено в основные стратегические и программные документы, принятые в России.

Все ЦУР взаимосвязаны: меры по достижению одной из ЦУР, неизбежно оказывают влияние на достижение других ЦУР.

Ликвидация нищеты

По основным параметрам в России достигнута цель по ликвидации крайней нищеты.

Проводимая в стране эффективная политика в сфере борьбы с бедностью предусматривает снижение к 2024 году национального уровня бедности как минимум в два раза (в 2018 году доля малоимущего населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 12,6%).

Этому будет способствовать реализация национальных проектов («Демография», «Производительность труда и поддержка занятости» и др.) и развитие новых механизмов поддержки.

Ликвидация голода

В целях обеспечения продовольственной безопасности в стране действует Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, стратегической целью которой является обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в объемах, обеспечивающих рациональные нормы потребления.

Уже в 2018 году уровень распространенности недоедания был низким: около 1,6% среди лиц старше 18 лет.

Развитию потенциала России в сфере достижения этой цели способствуют развитие сельской инфраструктуры, снижение торговых ограничений (в рамках ВТО) и реализация комплексных отраслевых стратегических программ.

Хорошее здоровье и благополучие

Здоровое население— один из главных приоритетов для России.

Смертность населения в 2019 году снизилась до 12,3 чел. на 1000 чел. населения по сравнению с 2015 годом (13,0) и 2010 годом (14,2).

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении имеет устойчивую тенденцию к росту (72,91 года в 2018 году по сравнению с 71,39 года в 2015 году; 73,34 года по предварительной оценке за 2019 год).

На достижение повышения ожидаемой продолжительности жизни населения до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году нацелен национальный проект «Здравоохранение», который сфокусирован в том числе на развитии системы оказания медицинской помощи, снижении смертности от болезней системы кровообращения и новообразований, борьбе с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, расширении инфраструктуры и обеспечении системы здравоохранения квалифицированными кадрами.

Сотрудники АНО НИПИ «Кадастр» способствуют достижению этой цели, разрабатывая проекты по оценке рисков здоровью населения в нашем сертифицированном Центре по оценке рисков. Наши специалисты проектируют меры по снижению рисков здоровью населения и помогают предприятиям развиваться с наименьшим вредным воздействием на людей.

Качественное образование

Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на образование и определяется обязательность общего образования для всех.

Валовой коэффициент охвата образовательными программами начального, основного и среднего общего образования в России в 2018 году составил 99,9.

Решение вопросов обеспечения доступности и комплексного развития образования заложено в профильный национальный проект «Образование» и в ряд других стратегических и программных документов (например, государственную программу «Развитие образования»).

Гендерное равенство

Равные права и свободы мужчин и женщин гарантируются Конституцией Российской Федерации.

В 2019 году уровень участия женщин в рабочей силе составил 55,4% (мужчин— 70,6%), уровень занятости— 52,9% (мужчин— 67,3%), уровень безработицы— 4,4% (мужчин— 4,8%).

По оценке Программы развития ООН (ПРООН), Россия входит в число стран с очень высоким уровнем человеческого развития, причем индекс человеческого развития женщин равен или превосходит индекс человеческого развития мужчин (0,823 против 0,808 в 2017 году).

Для целей обеспечения равенства мужчин и женщин в России реализуется Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017–2022 годы, направленная в том числе на сокращение разрыва в оплате труда мужчин и женщин (в 2019 году отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин составило 72,1%), увеличение числа женщин на руководящих постах субъектов малого и среднего предпринимательства.

На достижение этой цели также направлен национальный проект «Демография», в частности федеральный проект «Содействие занятости женщин— создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет».

Чистая вода и санитария

В 2018 году 90,3% домохозяйств были обеспечены централизованным водоснабжением (+3,6 п.п. к 2014 году); около 77,4% населения имели доступ к централизованной или индивидуальной канализации (+4,4 п.п. к 2014 году).

Применение подхода интегрированного управления водными ресурсами позволяет повышать эффективность и обеспечивать устойчивое развитие и управление водными ресурсами. Идет разработка проектов цифрового управления водными ресурсами как на уровне бассейнов и регионов, так и в городах.

На развитие этой цели направлен, в частности, национальный проект «Экология», целями которого являются увеличение доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, к 2024 году до 90,8%, а доли такого городского населения— до 99%.

Недорогостоящая и чистая энергия

Россия обладает богатой ресурсной базой и развитой энергетической инфраструктурой. В 2018 году 100% населения страны имели доступ к электроэнергии, а отоплением было обеспечено 86% жилищного фонда.

В рейтинге Doing Business 2020 Россия вошла в десятку лидеров по легкости подключения к системе электроснабжения, заняв 7 место из 190 государств.

В целях обеспечения всеобщего доступа к устойчивым и современным источникам энергии в России реализуется комплекс мер государственной политики, включая Доктрину обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, государственную программу «Развитие энергетики».

Продолжается совершенствование системы управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности путем включения целевых показателей в отраслевые документы стратегического планирования на всех уровнях.

Достойная работа и экономический рост

Долгосрочный экономический рост может основываться только на устойчивом и сбалансированном подходе.

В стране наблюдается ускорение темпов прироста ВВП (с 0,2% в 2016 году до 2,3% в 2018 году) и доходов населения (прирост реальной среднемесячной начисленной заработной платы работников составил 0,8% в 2016 году и 2,9% в 2019 году).

Задачи этой цели решаются в том числе в рамках национальных проектов «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Целями национальных проектов являются:

  • ускорение ежегодного роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики (не ниже 5% к 2024 году),
  • рост численности занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства (МСП) до 25 млн к 2024 году (более 15 млн в марте 2020 года),
  • рост доли субъектов МСП в ВВП до 32,5% к 2024 году (20,2% в 2018 году).

Также реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП.

Индустриализация, инновации и инфраструктура

Обеспечение равного и качественного доступа к работе инфраструктуры требует ее постоянного развития и модернизации.

Приоритетными сферами развития инфраструктуры в России являются транспорт, энергетика, связь, обрабатывающая промышленность и инновации.

Грузооборот в России по всем видам транспорта вырос в 2015–2018 годах на 10,3% до 5635 млрд тонно-километров. Пассажирооборот всех видов транспорта общего пользования также вырос: на 12,1% до 593,6 пассажиро-километров.

Вклад в достижение этой цели вносят Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Транспортная стратегия Российской Федерации, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Они нацелены на:

  • увеличение доли дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии до 85% к 2024 году (42% на конец 2017 года),
  • повышение уровня транспортной обеспеченности субъектов Российской Федерации к уровню 2017 года на 7,7% в 2024 году.
Уменьшение неравенства

Россия ведет постоянную работу над сокращением уровня неравенства как внутри страны, так и за ее пределами посредством программ содействия развитию.

В 2018 году коэффициент Джини для России составил 0,413 (0,421 в 2010 году; 0,412 в 2015 году). При этом распределение доходов населения по 20-процентным группам (квинтилями) практически не менялось.

Задачи этой цели решаются в рамках:

  • национального проекта «Демография» (например, путем оказания финансовой поддержки семьям при рождении детей),
  • национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (в части устранения цифрового неравенства),
  • стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (в части сокращения различий в уровне социально-экономического развития между регионами, с целью сокращения межрегиональной дифференциации индекса человеческого развития на 3% к 2025 году по сравнению с 2017 годом),
  • государственной программы «Доступная среда», предусматривающей увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры до 70,7% к 2025 году.
Устойчивые города и населенные пункты

В России ведется планомерная работа по созданию условий для улучшения качества жизни и жилищных условий граждан.

Основные показатели жилищных условий в Российской Федерации в период 2015–2018 годов демонстрируют положительную динамику. Индекс доступности приобретения жилья в целом по России в 2006– 2018 годах увеличивался (+37 п.п. до 128%). Также сокращалось число лет, в течение которых семья из 3 человек может накопить на квартиру при предположении, что все получаемые денежные доходы будут откладываться на приобретение квартиры (на 0,3 года до 3,2 года).

В 2014–2018 годах в российских городах в основном происходило уменьшение средних значений концентраций основных загрязняющих веществ. При этом выбросы твердых веществ от стационарных источников за период с 2015 по 2018 год снизились на 16,7%.

С 2018 по 2024 год в Российской Федерации реализуется национальный проект «Жилье и городская среда», ключевыми целями которого к 2024 году являются, в частности, сокращение до 7,9% среднего уровня ставки по ипотечному кредиту, рост доли городов с благоприятной средой до 60%. Данный национальный проект также направлен на увеличение объема жилищного строительства, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, а также обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Ответственное потребление и производство

Количество образуемых в России отходов I класса опасности (чрезвычайно опасные) сократилось за 2015–2018 годы в 4 раза— с 80 до 20 тыс. тонн. При общем росте отходов производства и потребления большую их часть (98,2% в 2018 году) составляют отходы V класса опасности (самая низкая степень воздействия на окружающую среду).

В 82% российских городов с населением более 100 тыс. чел. создана инфраструктура для раздельного сбора мусора. Полностью раздельный сбор мусора внедрен в 26 российских городах. Таким образом, в 2019 году 18,5% граждан страны имели доступ к раздельному сбору мусора, что почти в 2,5 раза больше, чем в 2018 году.

На рациональное обращение с отходами производства и потребления и снижение уровня загрязнения воздуха направлен национальный проект «Экология».

АНО НИПИ «Кадастр» в своей работе с предприятиями опирается на принципы устойчивого производства. Мы разрабатываем проекты по повышению ресурсо- и энерго-эффективности, меры по сокращению воздействия предприятий на окружающую среду, помогаем компаниям соблюдать установленные нормативы.

Борьба с изменением климата

Россия является одним из лидеров международного климатического процесса и вносит весомый вклад в глобальные усилия по противодействию климатическим изменениям на нашей планете.

По данным национальной инвентаризации выбросов и поглощения парниковых газов, совокупные выбросы в 2017 году значительно снизились по сравнению с базовым 1990 годом: на 49% с учетом выбросов и поглощения парниковых газов в лесном хозяйстве и при землепользовании, и на 32% без их учета. Снижению объемов выбросов способствуют в том числе адресные меры политики по модернизации энергетики, повышению энергоэффективности, внедрению инновационных экономических решений в различных отраслях хозяйства.

В рамках реализации Парижского соглашения Правительством Российской Федерации утвержден национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утверждена Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

В соответствии с Планом климатических действий Минэкономразвития России принят федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», предусматривающий создание государственной системы учета выбросов парниковых газов эмитентами и возможность выполнения добровольных проектов сокращения/поглощения выбросов парниковых газов.

Проводимые специалистами АНО НИПИ «Кадастр» научные исследования посвящены вопросам, связанным с изменением климата, и способствуют предотвращению и смягчению его последствий. Мы разрабатываем и внедряем показатели изменения климата, проектируем меры по адаптации, оцениваем эффект от климатических проектов компаний, измеряем последствия изменения климата для предприятий.

Сохранение морских экосистем

В период с 2015 по 2018 год в России на 73% увеличилась площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения, приходящихся на морскую акваторию (с 10,9 млн га на начало 2016 года до 18,9 млн га в 2018 году). Существенно увеличилось биоразнообразие рыб, встречающихся в прибрежных морских водах (с 400 видов в 2015 году до 1500 видов в 2018 году).

Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года направлена в том числе на освоение и сохранение ресурсов Мирового океана; на обеспечение экологической безопасности морской среды и восстановление экосистем, осуществление мониторинга состояния природной среды и комплексных мер по предупреждению и ликвидации последствий загрязнения морских акваторий.

Сохранение экосистем суши

Природно-ресурсный потенциал России— один из самых богатых в мире. В стране огромные запасы пресной воды, лесных ресурсов, большие по площади нетронутые хозяйственной деятельностью экосистемы, в которых сохраняются высокий уровень и естественная динамика биологического разнообразия.

В 2015–2018 годах площадь ООПТ федерального, регионального и местного значения (без учета морских акваторий) выросла на 11% до 218,2 млн га. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений в 2019 году выросло на 30% по сравнению с 2015 годом и составило 80,6%.

На сохранение лесов ориентированы государственная программа «Развитие лесного хозяйства», Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года. Цели национального проекта «Экология» включают в себя восстановление 23,5 тыс. га водных объектов к 2024 году, увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн га к концу 2024 года, а также доведение к 2024 году до 100% отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений.

Сохранение биоразнообразия – одно из приоритетных направлений работы АНО НИПИ «Кадастр». Разработанные нами схемы охотустройства учитывают принципы устойчивости и целесообразности и помогают органам территориального управления рационально использовать, сохранять и преумножать природные ресурсы. Также мы выполняем научные работы по оценке экосистемных услуг и разрабатываем планы действий по их сохранению.

Мир, правосудие и эффективные институты

Российская Федерация является правовым государством, в котором созданы все условия для обеспечения прав, свобод человека и гражданина, а все общественные отношения подчинены нормам права и основаны на верховенстве закона.

В период с 2015 по 2018 год в Российской Федерации число преступлений, сопряженных с насильственными действиями, сократилось на 33,1%, а количество зарегистрированных преступлений против личности уменьшилось в 1,4 раза. Почти в 1,75 раза снизилось число преступлений, сопряженных с насильственными действиями в отношении несовершеннолетних. В результате работы системы Российской Федерации по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, объем подозрительных финансовых потоков снизился на 33%.

Ключевую роль в повышении эффективности институтов государственного управлении играют развитие сети многофункциональных центров (МФЦ), организация межведомственного электронного взаимодействия, перевод услуг в электронный вид и внедрение системы оценки их качества. Удовлетворенность граждан предоставляемыми услугами составляет 96,6%.

На решение задач этой цели направлены стратегические документы отдельных ведомств. Так, например, одной из основных задач, определенных в Стратегии развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018–2024 годы, является «укрепление культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений, а также развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководства ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач».

Партнерство в интересах устойчивого развития

В России ежегодно выделяются значительные средства на содействие международному развитию (СМР). Их объем за период с 2014 года составил в сумме более 5,5 млрд долл. Расходы федерального бюджета в 2018 году, классифицируемые по методологии ОЭСР как официальная помощь развитию (ОПР), достигли суммы почти 1 млрд долл.

АНО НИПИ «Кадастр» имеет много партнеров среди научно-исследовательских и образовательных организаций: Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН, Центр биоэкономики и экоинноваций экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН и другие. Вместе мы работаем над достижением целей устойчивого развития для благополучия населения России.