Институт Устойчивых Инноваций

Конкурс им. Л.А. Князькова

Устойчивое развитие России сочетает в себе экономическое развитие, социальный и культурный прогресс, сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов при полном уважении всех прав человека и основных свобод, включая право на развитие на основе духовных ценностей. Решение этой сложнейшей задачи во многом зависит от концентрации и степени развития интеллектуального потенциала страны. Сегодня многие, в том числе и стратегические, отрасли экономики России оказались лицом к лицу с проблемой дефицита квалифицированных кадров. Без компетентных кадров сложно говорить об успехе инновационного развития. Подготовка кадров — важнейшая задача политики государства, основа успеха стратегии инновационного развития Российской Федерации.

В последние десятилетия термин «образование в интересах устойчивого развития» (ОУР) широко используется специалистами, занимающимися проблемами окружающей среды, устойчивого развития и образования на всех уровнях. Понятие ОУР гораздо шире понятия экологического образования, так как оно объединяет образовательные усилия в целях решения проблем экономического развития, окружающей природной среды и развития человеческой личности. Несмотря на широкое толкование термина «устойчивое развитие», наибольшую распространенность получило определение Комиссии Брундтланд: «это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». В целом, устойчивое развитие должно характеризоваться социальной справедливостью, экономической эффективностью и биосферосовместимостью одновременно. Концепция устойчивого развития стала объединять в единую систему социокультурные, экономические, технологические и экологические характеристики.

Образование в интересах устойчивого развития, помимо приобретения знаний и навыков, способствует также формированию взглядов, позиций, ценностей, воспитанию Человека и гражданина. Интенсификация направленности образования на отказ от неустойчивых моделей производства и потребления, бережное отношение к окружающей среде, достижение социальной стабильности должна способствовать переходу человечества на путь устойчивого развития.

Существенно, что ориентация образования на устойчивое развитие в современном мире предполагает способность к быстрым и эффективным изменениям; по сути, оно должно быть нацелено на запросы не только сегодняшнего дня, но и будущего. Последнее особенно сложно, так как педагогические традиции основаны на усвоении известных знаний, воспроизводстве реальных связей и отношении, нашедших отражение в общественном сознании. Будущее же всегда в той или иной степени неопределенно, в связи с этим возникает необходимость поиска принципиально новых методологических проблем ОУР.

Формирование системы образования в интересах устойчивого развития связано с переходом к модели образования, основанной на целостном подходе к человеку, обществу и природе, единстве современного научного знания, на гуманистических ценностно-мировоззренческих установках. Основа современной концепции образования в интересах устойчивого развития была принята большинством стран мира двадцать лет назад на Международной конференции по экологии и развитию, прошедшей в Рио-де-Жанейро. Была подчеркнута значимость перехода стран и народов к устойчивому развитию, при этом международное сообщество пришло к пониманию того, что экономика должна обеспечивать потребности человека, стремясь при этом к сохранению природных ресурсов, а не наоборот. В Рио-де-Жанейро главами всех стран в 1992 году единогласно был принят один из важнейших документов современности — «Повестка дня на 21век» (Повестка 21). В нем сформулированы основные шаги человечества на пути достижения устойчивого развития. В главе 36 Повестки 21, которая называется «Образование и просвещение для устойчивого развития», было подчеркнуто, что «образование является фундаментом устойчивого развития и интеграция элементов устойчивого развития в систему обучения определяется как важнейший шаг на пути к устойчивому развитию».

В «Повестке 21» акцентируется внимание на том, что уровень экологического сознания нынешних поколений не соответствует требованиям времени, в связи с чем, необходимо вносить изменения и дополнения в существующие образовательные программы, а также разрабатывать новые, отвечающие современным реалиям.

Только качественное образование позволит помочь людям в усвоении экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и нового образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития. Таким образом, в конце ХХ века был заложен фундамент для того, чтобы идеи устойчивого развития стали наиболее важным ориентиром развития человечества в XXI веке. Образование в интересах устойчивого развития было названо важнейшим инструментом осуществления перемен, необходимых для достижения устойчивого развития.

Новый толчок ОУР получило на Всемирном Саммите «Рио+10» в Йоханнесбурге в 2002 году, где была принята Декларация об устойчивом развитии, которая отразила обязательства лидеров мировых держав «создать гуманное, равноправное и внимательное к проблемам человека общество, признающее то, что каждый член этого общества имеет свое человеческое достоинство». На Саммите одним из важнейших вопросов стало обсуждение проблемы перехода к новому типу образования, способного обеспечить возможность участия каждого человека в решении и предупреждении социальных, экономических и экологических проблем. В соответствии с решением Всемирного Саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге Генеральная Ассамблея ООН (Резолюция 57/254) в декабре 2002 г. объявила о том, что в 2005–2014 гг. будет проводиться Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ДОУР). Главной его целью заявлена интеграция принципов, ценностей и опыта в области устойчивого развития во все аспекты образования и просвещения. Специалистам всего мира было предложено создать действенные методы образования, которые смогут сделать отношение людей к окружающей среде значительно более ответственным.

Тема образования и устойчивого развития была в центре внимания на Всемирной Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20», которая состоялась в июне 2012 года в Рио-де-Жанейро; в итоговых документах была подчеркнута необходимость " ...содействовать образованию в интересах устойчивого развития и активнее включать проблематику устойчивого развития в учебные программы после Десятилетия образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций" (п.233).

На фоне возрастания значимости ОУР в современном мире, приходит осознание того, что инженерия во многом оказалась вне этого контекста. В связи с этим в 2005 году в Вильнюсе была принята «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития», разработанная по инициативе РФ и Швеции. Суть стратегии состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур. В частности, было признано, что в инженерные программы необходимо внести изменения, раскрывающие суть концепции устойчивого развития, при этом, кроме теоретических основ, должны быть раскрыты практические пути реализации такого развития.

Инженеры всегда вовлечены в конструктивную разработку проектов развития общества, вследствие чего они всегда находятся в прямом и тесном контакте с окружающей природной средой. Инженеры должны постоянно помнить о том, что проблемы технологического развития общества и окружающей среды неразделимы и их необходимо решать совместно. Специалист в области техники обязан предварительно оценить, экологические и социальные последствия своих действий, и в случаях, когда перевесят негативные последствия, отказаться от своей технической идеи. Созвучна этой мысли и позиция одного из крупнейших географов 20 века Гильберта Уайта: «... я ясно чувствую, что не должен начинать исследование, если оно не обещает результатов, которые позволят продвинуться к целям, волнующих людей, и пока я не буду готов предпринять все практические шаги для превращения результата в действие» (Г. Уайт, 1990, стр. 385). Иными словами, инженеры не должны разрабатывать такие технологии, внедрение которых вызовет деградацию природы или рост нищеты населения, ибо подобные технологии оказываются «неустойчивыми». В своей деятельности они должны руководствоваться следующими принципами: улучшение качества жизни; экономия потребления энергии; равная возможности всех людей пользоваться благами окружающей среды; справедливый доступ всего населения к ограниченным ресурсам; сохранение биоразнообразия.

Не случайно глава Российской Федерации В.В. Путин подписал в первый день своего президентства — 7 мая 2012 г. указы: «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; и «О президентской программе повышения квалификации инженерных кадров в 2012–2014 гг.». В программе указывается, что для решения задач инновационного развития России определены следующие основные приоритеты модернизации экономики, к которым относятся: повышение энергоэффективности и ресурсосбережения; развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий.

Этим важным документам предшествовало утверждение Президентом РФ «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (30 апреля 2012 г.). Одной из основных задач, сформулированных в этом документе, является формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания, которая должна быть решена с использованием следующих механизмов: а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения; б) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий; в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты; г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся; д) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды; е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду; ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

Таким образом, задачи модернизации экономики страны, переход на «зеленую» экономику должны решаться с учетом человеческого фактора и образовательного потенциала. Образование в интересах устойчивого развития должно ориентироваться на показатели и инструментарий реализации концепции «зеленой» экономики в рамках устойчивого развития и предотвращения нищеты. Иными словами, современному обществу нужны творчески мыслящие специалисты, формирование личности которых начинается с их приобщения к научно-исследовательской работе. Именно в ее процессе формируются способности «добывать» новые знания, разрабатывать принципиально новые инженерные решения.

Важными механизмами решения этих задач следует назвать активизацию проведения в вузах специальных, поддерживающих подходы устойчивого развития, научных семинаров, конференций, конкурсов с заинтересованным участием представителей наукоемкого бизнеса. Наиболее полезна организация специальных состязательных научных, научно-технических мероприятий, среди которых первостепенное значение имеет проведение конкурсов для выявления лучших научно-исследовательских работ студентов и аспирантов, которые могут быть внедрены в производство. Кроме того, наиболее достойные студенты получают дополнительный шанс быть замеченными потенциальными работодателями и получить выгодные предложения по трудоустройству.

С целью содействия инновационному развитию и реализации подходов устойчивого развития в 2014 году Научно-исследовательским проектным институтом «Кадастр» при поддержке Ярославского государственного технического университета был организован специальный конкурс среди студентов и магистрантов в рамках проводимой Университетом ежегодной Всероссийской научно-технической конференции. Конкурс проводился в соответствии Соглашением о сотрудничестве между Ярославским государственным техническим университетом и Научно-исследовательским проектным институтом «Кадастр» .

Конкурс носит имя Льва Александровича Князькова, который внес огромный вклад в повышение устойчивости развития и рационального природопользования Ярославской области.

Мы приглашаем всех желающих к участию в конкурсе, ведь это превосходный шанс воплотить в жизнь Ваши замыслы и проекты, получить квалифицированную оценку своей работе!