Содействие образованию для устойчивого развития
English
Содействие образованию для устойчивого развития

Специалисты Института «Кадастр» активно участвуют в подготовке кадров для осуществления научной деятельности и системного инжиниринга, включая разработку и реализацию проектов природообустройства, в сфере устойчивого развития, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Широкое признание образования и тесно связанных с ним воспитания и просвещения в качестве решающего фактора перехода к устойчивому развитию обусловило появление на рубеже столетий нового цивилизационного феномена, названного образованием для устойчивого развития (ОУР). ОУР выходит за рамки привычного экологического образования, поскольку объединяет образовательные усилия на решении проблем экономического развития, сохранения окружающей природной среды и гармоничного развития человеческой личности. Помимо приобретения знаний и навыков, ОУР способствует также формированию взглядов, позиций, ценностей, воспитанию человека и гражданина.

Процессу образования для устойчивого развития уже более 20 лет, он активно развивается во многих странах и регионах. Современная концепция образования для устойчивого развития во многом опирается на соглашения о развитии экологического образования, такие как Тбилисская декларация (ЮНЕСКО-ЮНЕП, 1977 год), Салоникская декларация (ЮНЕСКО, 1997 год), Белградская хартия (ЮНЕСКО-ЮНЕП, 1975 год). В ее основе лежит «Повестка дня на 21 век», принятая главами государств в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Так, в главе 36 Повестки, которая называется «Образование и просвещение для устойчивого развития», было подчеркнуто, что «образование является фундаментом устойчивого развития, и интеграция элементов устойчивого развития в систему обучения определяется как важнейший шаг на пути к устойчивому развитию». Новый толчок в своем развитии ОУР получило на Всемирном Саммите «Рио+10» в Йоханнесбурге в 2002 году, где одним из важнейших вопросов стало обсуждение перехода к новому типу образования, способному обеспечить возможность участия каждого человека в решении и предупреждении социальных, экономических и экологических проблем. Специалистам всего мира было предложено создать действенные методы образования, которые смогут сделать отношение людей к окружающей среде значительно более ответственным; также было объявлено десятилетие ОУР.

На Всемирной Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20», которая прошла в июне 2012 года в Рио-де-Жанейро, в итоговом документе «Будущее, которого мы хотим» была подчеркнута необходимость «...содействовать образованию в интересах устойчивого развития и активнее включать проблематику устойчивого развития в учебные программы после Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН» (п. 233). В рамках Саммита «Рио+20» [1] более 300 высших учебных учреждений (в том числе российских) обнародовали добровольное заявление, получившее название «Обязательства учреждений высшего образования в отношении практики обеспечения устойчивости в связи с Конференцией Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию» [2]. Эти обязательства предполагают:

  • преподавание концепций устойчивого развития и обеспечение того, чтобы они составляли часть основной учебной программы во всех дисциплинах, позволяя будущим выпускникам учреждений высшего образования сформировать общество, умеющее ценить людей, планету и получаемые выгоды с учетом ограниченности ресурсов Земли;

  • поощрение исследований по вопросам устойчивости в целях достижения лучшего понимания посредством обмена научными и технологическими знаниями, укрепления развития, адаптации, распространения и передачи знаний, включая новые и инновационные технологии;

  • обеспечение экологичности кампусов университетов посредством уменьшения «экологического следа» за счет повышения эффективности использования энергии, воды и материальных ресурсов в наших зданиях и на наших объектах и предоставления студентам и профессорско-преподавательскому составу возможностей мобильности на принципах устойчивости и т.п.;

  • поддержку усилий по обеспечению устойчивого развития в местах расположения университетов на основе сотрудничества с местными властями и гражданским обществом в целях содействия формированию более благоприятных для жизни условий;

  • участие в международных рамочных инициативах и обмен их результатами, таких как проводимое под руководством ЮНЕСКО Десятилетие ООН по образованию в области устойчивого развития, система Университета ООН, Академическое воздействие ООН, Глобальный договор ООН, поддерживаемая ООН образовательная инициатива по принципам ответственного управления, а также экологическое образование и подготовка в рамках Программы ООН по окружающей среде в целях обмена знаниями и опытом и регулярной отчетности о достигаемом прогрессе и возникающих вызовах.

Национальная система образования России была в числе первых в мире, откликнувшихся на инициативы ООН по продвижению ОУР в практику преподавания, обучения, просвещения и воспитания. Первые российские проекты в этой сфере начали осуществляться еще в конце ХХ столетия. В результате усилий образовательного сообщества страны были сформированы научные основы ОУР, получившие широкое признание и одобрение как в России, так и за рубежом. Не случайно в своем выступлении на Саммите «Рио+20» Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев отметил необходимость выработки устойчивых моделей производства и потребления, которые позволят обеспечить стабильный рост экономики и снять угрозы для экологии, подчеркнув при этом неразделимость общества, экономики и природы, а также важность инновационного роста и роста энергоэффективной, «зеленой» экономики.

На фоне повышения значимости ОУР в современном мире, в настоящее время приходит осознание, что инженерия во многом оказалась вне этого контекста. Мировое образовательное сообщество пришло к выводу о необходимости изменить ситуацию к лучшему, поскольку инженеры всегда вовлечены в конструктивную разработку проектов развития общества, вследствие чего они постоянно находятся в прямом и тесном контакте с окружающей природной средой. Инженеры должны помнить о том, что проблемы технологического развития общества и окружающей среды неразделимы, и их необходимо решать совместно и комплексно. Специалист в области техники обязан предварительно оценить экологические и социальные последствия своих действий и в случаях, когда перевешивают негативные последствия, отказаться от этой технической идеи. В своей деятельности они должны руководствоваться следующими принципами: улучшение качества жизни; экономия потребления энергии; равные для всех людей возможности пользоваться благами окружающей среды; справедливый доступ всего населения к ограниченным ресурсам; сохранение биоразнообразия.

В 2005 году в Вильнюсе была принята «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития», разработанная по инициативе Российской Федерации и Швеции. Суть стратегии состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур. В частности, было признано, что нужны такие изменения в инженерных программах, чтобы в них вошли концепции устойчивости, а кроме теории должна развиваться и практика их реализации в проектных решениях. Более того, сегодня инженер должен обязательно знать, как взаимодействовать с другими участниками проектной и производственной деятельности, обладать навыками системного инжиниринга. Иными словами, формирование системы образования в интересах устойчивого развития связано с переходом к модели инженерного образования, основанной на целостном подходе к сохранению Жизни через повышение жизнестойкости системы «Человек—Общество—Природа», что предполагает единство современного научного знания и гуманистических ценностно-мировоззренческих установок.

Примечательно, что Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал в первый день своего президентства (7 мая 2012 г.) указы: «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; «О президентской программе повышения квалификации инженерных кадров в 2012-2014 гг.». Этим важным документам предшествовало утверждение Президентом РФ «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (30 апреля 2012 г.). В числе основных задач проводимой политики определены распространение экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания. Предусмотрены соответствующие механизмы: (1) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения; (2) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий; (3) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты; (4) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся; (5) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды; (6) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду; (7) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы. Таким образом, задача модернизации экономики страны, ее экологизация подкрепляются человеческим фактором, образовательным потенциалом.

Вся деятельность специалистов Института «Кадастр» в направлении содействия образованию для устойчивого развития нацелена на выработку у обучающихся двух важнейших компетенций. Во-первых, это овладение навыками комплексного, системного эколого-социально-экономического подхода к проектированию природно-антропогенных комплексов и разработке программ рационального природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, не менее важно и развитие у обучающихся способности вырабатывать инженерные решения в условиях быстро меняющихся фактов и обстоятельств; по сути, они должны ориентироваться на запросы не только сегодняшнего дня, но и будущего, которое часто не определено даже в категории рисков.

Для решения этой стратегической задачи, с целью повышения уровня подготовки отечественных инженерных кадров, Институтом «Кадастр» были налажены партнерские связи и заключены договора о сотрудничестве с:

[1]
Ведущие специалисты Института «Кадастр» принимали непосредственное участие в работе Саммита «Рио+20» на уровне экспертов.
[2]
Инициатива Higher Education Sustainability создана при поддержке ЮНЕСКО, ЮНЕП, Глобального Договора ООН, PRME (Принципы ответственного управленческого образования), Университета ООН. Полный список университетов и колледжей, подписавших декларацию: https://sustainabledevelopment.un.org/index.php?menu=1073